Уважаемые родители!

 

     С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Что  такое  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного образования? 
     Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  и представляет собой «совокупность требований,  обязательных  при  реализации  основных  образовательных
программ  дошкольного  образования  (ООП  ДО)  образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом  о  введении  в  действие  ФГОС  ДО  и  текстом  Стандарта  можно познакомиться на сайте
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

 

С чем связано введение ФГОС ДО? 

      Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому  ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако  стандартизация  дошкольного  образования  не  предусматривает предъявления  жестких  требований  к  детям  дошкольного  возраста,  не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Для кого написан ФГОС, с какой целью? ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников,  их  родителей  (законных  представителей),  социальных партнеров, общественности) и  направлен на достижение следующих целей:
     •  повышение социального статуса дошкольного образования;
     •  обеспечение  государством  равенства  возможностей  для  каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
     •  обеспечение  государственных  гарантий  уровня  и  качества дошкольного  образования  на  основе  единства  обязательных
требований  к  условиям  реализации  образовательных  программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;    

     •  сохранение  единства  образовательного  пространства  Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
 
                Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?

    •  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
    •  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
     •  обеспечение  преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
     •  создание  благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями, развитие  способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
     •  объединение  обучения  и  воспитания  в  целостный  образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
     •  формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового  образа  жизни,  развитие  их  социальных,  нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности  и  ответственности  ребенка,  формирование предпосылок учебной деятельности;
     •  обеспечение  вариативности  и  разнообразия  содержания  Программ  и организационных  форм  дошкольного  образования,  возможности  организационных  форм  дошкольного  образования,  возможности формирования  Программ  различной  направленности  с  учетом образовательных  потребностей,  способностей  и  состояния  здоровья детей;
     •  формирование  социокультурной  среды,  соответствующей  возрастным, индивидуальным,  психологическим  и  физиологическим  особенностям детей;
     •  обеспечение  психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности  родителей  (законных  представителей)  в  вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 
 
                             Какие новые требования выдвигает ФГОС ДО? 
 

     Стандарт выдвигает три группы требований: 
     1.  Требования  к  структуре  основной  образовательной  программы дошкольного образования; 
     2.  Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
     3.  Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

                          Что является отличительной особенностью ФГОС ДО?
  

     В  отличие  от  других  стандартов,  ФГОС  дошкольного  образования  не является  основой  оценки  соответствия  установленным  требованиям  образовательной  деятельности  и  подготовки  обучающихся.  Освоение образовательных  программ  дошкольного  образования  не  сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
     Стандарт  ДО  не  допускает  переноса  учебно-дисциплинарной  модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход  к ребенку через  игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника.    Ведущими  видами  детской деятельности  станут:  игровая,
коммуникативная,  двигательная,  познавательно-исследовательская, продуктивная  и  др.  Необходимо  отметить,  что  каждому  виду  детской деятельности  соответствуют  определенные  формы  работы  с  детьми. Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это
наиболее  естественный  и  эффективный  контекст  развития  в  дошкольном детстве.
 
   Какие  требования  к результатам  освоения  основной  образовательной программы дошкольного образования устанавливает     Стандарт? 
    

     Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой  социально-нормативные  возрастные  характеристики  возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

     К  целевым  ориентирам  дошкольного  образования  относятся  следующие социальные  и  психологические  характеристики  личности  ребёнка  на  этапе завершения ДО:
     •  инициативность  и  самостоятельность  в  разных  видах деятельности;
     •  способность выбирать  себе род занятий;
     •  уверенность в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим;
     •  обладание чувством собственного достоинства;
     •  взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
      •  проявление  в  различных  видах  деятельности  воображения, фантазии, творчества;
     •  подчинение разным правилам и социальным нормам;
     •  проявление творческих способностей;
     •  способность контролировать свои движения (уровень развития крупной  и мелкой  моторики);
     •  способность к волевым усилиям;
     •  проявление любознательности;
     •  склонность к наблюдению, экспериментированию;
     •  способность к принятию собственных решений.

     Таким  образом,  целевые  ориентиры  представляют  собой  не  оценку достижений  ребенка  в  жестких  рамках:  знания,  умения  и  навыки,  а представляют  собой  социальные  и  психологические  характеристики возможных достижений ребенка. 
     Важно,  чтобы  у  ребенка  к  окончанию  подготовительной  группы  в детском саду были сформированы волевая   и мотивационная готовность к школе.

 

     Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?

     Для реализации основной общеобразовательной  программы  необходимо создание  условий: кадровых,  финансовых,  материально-технических, психолого-педагогических,  а  так  же  создание  развивающей  предметно-пространственной среды.  Результатом  реализации  этих  условий  будет  создание  комфортной развивающей  образовательной  среды,  которая  обеспечит  доступность качественного дошкольного образования,  духовно-нравственное  развитие  и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.

                         Как изменятся взаимоотношения с родителями?


     Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.


                   В соответствии с ФГОС ДО организация обязана:

 
     •  информировать     родителей     (законных  представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего  образовательного  пространства  Российской  Федерации,  а  также    о  Программе,   и не только семье, но    и   всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную  деятельность;
     •  обеспечить открытость дошкольного образования;
     •  создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
     •  поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
     •  обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
     •  создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих  реализацию  Программы,  в  том  числе  в  информационной среде, а также для обсуждения с родителями  (законными  представителями)  детей вопросов, связанных с реализацией Программы.