Организация контроля в ДОУ
Извлечения из Положения о контрольной деятельности в ДОУ, утв. Приказом № 122 от 28.08.2017г.
Виды контроля:
По времени: предупредительный (опережающий), оперативный (текущий, промежуточный), итоговый.
По содержанию: фронтальный (комплексный), тематический, оперативный
Оперативный контроль даёт информацию для последующего, уже более длительного контроля и анализа в процессе целевых посещений или тематической проверки, то есть он осуществляет функцию регулирования. Он осуществляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно (анализ заболеваемости, выполнение натуральных норм, проведение спортивных развлечений, выполнение решений педсовета и т.д.), ежеквартально (выполнение сметы, проведение работы с семьёй, участие в методической работе и т.д.) Оперативный контроль осуществляется руководителем ДОУ, старшим воспитателем, врачом или медсестрой, завхозом, председателем профсоюзного комитета. Следует так же обеспечить гласность результатов оперативного контроля, представив его в таблице, в соответствующих графах которой можно показать цветом состояние работы по данному вопросу, а с помощью разных геометрических фигур – кто контролировал. Этот материал и является отчётом о проведении данного вида контроля.
Предупредительный контроль:
Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:
- Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
- Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
- Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
- Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.
Тематический контроль проводится с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме, например с целью выяснения системы в работе дошкольного учреждения над одной из актуальных проблем, намеченных в годовом плане.
Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.
- Для проведения фронтального контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, эффективно работающих педагогов ДОУ под руководством одного из членов администрации.
-
Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.
-
Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.
-
Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.
-
По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой заведующим д/с издается распоряжение (контроль за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета или оперативное совещание.
-
При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.
Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Итоговый контроль включает: план, цель, сроки проведения, график, материалы итогового контроля (схемы, диаграммы, опросники, оценочные листы, протоколы и т.д.) Аналитическая справка включает в себя: положительный опыт работы педагогов, проблемы работы коллектива, план действий по выполнению программы.
Требования к контролю
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
-
следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
-
контроль необходимо планировать;
-
в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
-
контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
-
необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
-
контроль и его итоги должны быть гласными;
-
контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.
Рекомендации по организации контроля
При его организации необходимо обращать внимание на следующее:
-
педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
-
педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
-
контролировать следует открыто;
-
осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
-
осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
-
при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.
При организации контроля также следует помнить о том, что:
-
контроль не должен ограничиваться инцидентами;
-
тотальный контроль порождает небрежность;
-
скрытый контроль вызывает только досаду;
-
необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;
-
контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
-
не контролировать из-за недоверия;
-
не держать своих выводов при себе.
Алгоритм контроля
При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:
1.Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
3. Сбор информации.
4. Ее анализ.
5.Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
6.Проверка исполнения рекомендаций.
Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.
|
|